Этап 1. Ознакомление На этой стадии человек знакомится с задачами компании, корпоративной культурой и коллективом. Важно, чтобы он мог анализировать, соответствуют ли его ожидания тому, что предлагает работодатель. Работодатель оценивает компетенции сотрудника и принимает решение, подходит ли он для данной должности.
Этап 2. Приспособление Эта стадия длится от 1 месяца до года, в зависимости от сложности работы и уровня ответственности. Продолжительность зависит от помощи коллег и объема обязанностей. Например, кладовщик или продавец-кассир адаптируется минимум в два раза быстрее, чем программист или HR-специалист.
Этап 3. Ассимиляция Работника принял коллектив и он хорошо осознает свое место в команде. Теперь человек может сам определять, какие задачи в приоритете, а какие – рутина. Появляется уверенность, а эффективность растет.
Нельзя исключить ни одну из стадий адаптации, но можно ускорить онбординг. В среднем сотрудник адаптируется к работе в компании за 1–4 месяца. Если это первая работа – привыкание может занимать до года, тот же принцип работает в случае, когда человек кардинально сменил сферу деятельности.
1. Проработайте пребординг Предварительная адаптация кандидата к новым условиям, которую проводят до выхода на работу. Включает в себя ознакомительные рассылки, очные встречи с руководителями и коллегами, знакомство с наставником до начала работы, предоставление Welcome-book и так далее.
Пребординг позволяет снижать уровень стресса, плавно погружаться в рабочие процессы и знакомиться с коллективом. При этом, только в 27% организаций
проводится пребординг.
2. Составьте план адаптации Планирование – первый и самый важный шаг, который поможет ускорить онбординг. В плане адаптации предусмотрите все необходимые этапы и задачи, которые нужно выполнить, чтобы специалист мог быстро и эффективно войти в работу. Пропишите четкий путь – так вы сможете оценить успехи, вовремя оказать помощь в случае сложностей и наглядно показать новобранцу, как компания поможет ему в адаптации.
3. Предоставьте подробную информацию Специалист должен получить подробную информацию о компании, ее бизнес-процессах, структуре, миссии и целях. Это поможет ему быстрее понять, что ему необходимо выполнить, и как это отразится на результатах всего коллектива.
Например, расскажите, как пользоваться базой знаний на корпоративном портале. В ней он найдет всю необходимую информацию о коллегах, проектах и опыте.
4. Закрепите ментора Примерно 87% сотрудников
успешнее адаптируются и работают, если у них есть наставник. Причём на продуктивность положительно влияет даже одна встреча с бадди в неделю. На ней человек может поделиться своими успехами и задать вопросы. Эксперты рекомендуют разделять «непосредственного руководителя» и «наставника», чтобы специалист мог открыто говорить о своих проблемах и чувствах.
5. Упрощайте адаптацию и не перегружайте работников Вход в новый коллектив – стресс для любого человека. В
отчёте Sapling есть данные, что в среднем новичок проходит 54 активности уже в первую рабочую неделю. Одновременно справляться со множеством задач, выстраивать отношения с коллегами и изучать большие массивы данных – сложная задача. Поэтому онбординг важно проводить плавно, не перегружая людей с первых дней.