Есть стереотип, что просчитать бизнес-эффект от внедрения корпортала, нереально. Но это не так. Следующие формулы помогут обосновать необходимость внедрения корпортала.
Итак, представим. В компании 3000 сотрудников, средняя зарплата — 60 000 руб. с НДФЛ. Средняя стоимость рабочего часа — 360 руб.
1. Экономия на предоставлении корпоративных сервисов в личном кабинете
Каждый сотрудник минимум два раза в год ходит в отпуск, а для его планирования интересуется остатком, несколько раз в год запрашивает расчетный листок, пару раз за год согласовывает отсутствие со своим руководителем, а также запрашивает различные справки типа 2-НДФЛ или справки с работы.
Без личного кабинета запрос этой информации потребует участие сотрудника кадровой службы. Давайте попробуем посчитать экономию на предоставлении корпоративных сервисов в личном кабинете.
Согласование отпуска без автоматизации:
1. Узнаю остаток отпуска у HR.
2. Заполняю заявление на отпуск.
3. Передаю бумажную версию руководителю, подписываем.
4. Передаю в отдел персонала.
5. Руководитель подписывает приказ на оформление отпуска.
6. Заносим информацию в график отпусков.
Целиком процесс займет около 30 минут чистого времени всех сотрудников, участвующих в процессе.
Согласование отпуска с автоматизацией:
1. Узнаю остаток отпуска в личном кабинете (выгружается автоматически).
2. Заявление на отпуск заполняется автоматически.
3. Подписываю ЭП и отправляю на согласование руководителю в портале.
4. Согласованный отпуск автоматически передается в кадровую систему.
5. Автоматически формируется приказ на оформление отпуска, который руководитель подписывает ЭП на портале.
6. Информация автоматически заносится в график отпусков.
Целиком процесс займет около 10 минут чистого времени всех сотрудников, участвующих в процессе.
Формула: Экономия = ((t до автоматизации - t после автоматизации) / 60 ) * Кол-во сотрудников * средняя стоимость часа * кол-во обращений в год
ИТОГО: Экономия = ((30 - 10) / 60 ) * 3000 * 360 * 2 = 720 000 рублей
Вы можете самостоятельно рассчитать экономию для других процессов по данной формуле. Главное — замерить время, которое вы тратите на процесс сейчас.
2. Экономия при поиске информации
Мы ежедневно ищем контакты коллеги или его рабочее место, различные документы (регламент, маркетинговый материал, шаблон, сертификат и пр.), учебный материал. Как правило, контакты хранятся в эксель-табличках, которые часто не актуальны, документы — в сетевых папках, структура, которых не очевидна. А поиск оставляет желать лучшего и работает очень медленно при большом количестве документов. Иногда еще и отвлекаем коллег, чтобы найти нужную информацию.
В среднем, сотрудники тратят около 15 минут в день на поиск информации. После внедрения корпоративного портала мы можем сократить это время до 5 минут.
Формула: Экономия = ((t до автоматизации - t после автоматизации) / 60 ) * Кол-во сотрудников * средняя стоимость часа * кол-во рабочих дней в году за вычетом отсутствий
230 — количество рабочих дней в году с учетом отпуска.
Предположим, только половина сотрудников затрудняется в поиске информации.
ИТОГО: Экономия = ((15-5) / 60 ) * (( 3000 / 2 ) * 360) * 230 = 20 700 000 рублей
Какие бизнес-результаты может принести экономия времени при поиск информации?
Американская компания VEON внедрила интранет от Jiva с технологией PeopleGraph. Эта технология понимает людей, их роли внутри компании и контент, который они создают и потребляют. В итоге интранет предоставляет гиперцелевые рекомендации и те результаты поиска (к примеру, по базе знаний), которые нужны конкретному пользователю в зависимости от роли, задач и так далее. Это позволяет всем сотрудникам быстро находить нужную им информацию.
Важное место занимает и геймификация. Сотрудники могут поблагодарить своих коллег за помощь: у такого коллеги появляется специальный значок в личном кабинете. Все эти улучшения оказали влияние не только на корпоративную культуру, но и на экономические показатели результат. Компания достигла 543% ROI. Во многом это связано с тем, что платформа дает команде возможность выполнять работу быстрее и качественнее.
3. Экономия при внедрении базы знаний
В большинстве компаний сотрудники (особенно новенькие) часто отвлекают коллег и руководителей вопросами. Компания теряет двойное время — ищущего сотрудника и сотрудника, знающего ответ. Наличие базы знаний способно это исправить. Хуже ситуация, когда новички бояться задать вопрос, потому что не хотят выглядеть некомпетентными. Они начинают «изобретать велосипед» или делают что-то вразрез с регламентами.
Решение вопроса с помощью базы знаний бесценно: один раз написав статью для базы знаний, можно передать информацию сотням сотрудников.
t до автоматизации умножаем на 2, потому как до внедрения базы знаний мы тратим время двух сотрудников на решение вопроса.
Формула: Экономия = ((t до автоматизации * 2 - t после автоматизации) / 60) * средняя стоимость часа * кол-во обращений в год
Для примера: мне нужна информация по работе с определенным шаблоном договора. Я обращусь в договорной отдел, и мне расскажут, как правильно заполнять шаблон и почему в нем есть определенные пункты, почему они принципиальны. На это уйдет от 30 минут до 1 часа двух человек. Если бы была база знаний, то за пару минут я нашел нужную статью, и еще 30 минут потратил бы на ознакомление. К базе знаний, в среднем, каждый сотрудник обращается 1 раз в месяц.
ИТОГО: Экономия = (( 30 * 2 - 35) / 60 ) * 360 * 3000 * 12 = 5 400 000 рублей
Кейс. Как компании удалось увеличить выручку при внедрении базы знаний
В команде розничного маркетинга туристического агентства Bluegreen Vacations более чем 600 сотрудников из 90 городов. Поскольку сотрудники работают удаленно, у них ограниченный контакт со штаб-квартирой корпорации и другими членами команды. А значит, нет обмена знаниями, новыми механиками продаж и другой важной информации.
Чтобы решить эту проблему, руководители Bluegreen Vacations начали искать платформу для совместной работы, помогающую сотрудникам общаться.
Компания развернула интранет на платформе Jiva. В течение нескольких месяцев после развертывания более 80% сотрудников стали активно ее использовать. За это время компания также увеличила выручку на 12% от продажи путевок. Такой результат они связывают с внедрением интранета: теперь все менеджеры могут легко найти необходимую им информацию, обменяться контентом и совместно работать над проектами.
Кроме того, интранет позволил Bluegreen Vacations повысить вовлеченность сотрудников. Сотрудники перешли от ощущения растерянности и разрозненности к ощущению, что они часть одной команды.