Базы знаний. Если раньше большинство компаний хранили информацию на Google-диске, то теперь базы знаний всё чаще хранятся в таск-менеджере или на корпоративном портале. Например, в агентстве контент-маркетинга «Сделаем» в базе знаний новый сотрудник может найти вводные инструкции, перечень инструментов для работы, навигатор по зонам ответственности коллег, руководства и вебинары для обучения.
В «Coleman Group» вся информация скоординирована на корпоративном портале. Здесь новичок легко находит шаблоны документов, бланки, доступы к платформе с обучающими курсами от внутренних и внешних экспертов. Кроме того, на портале размещены ссылки на ПО для работы, а также можно получить техническую поддержку по любым вопросам.
Для
Банка «Санкт-Петербург» специалисты Корус.Консалтинг разработали единое универсальное хранилище информации и нормативных документов с возможностью сквозного поиска. Для базы знаний были реализованы удобный путеводитель и глоссарий, чтобы даже новые сотрудники могли быстро найти информацию и разобраться в ней. В результате инструмент оказался настолько удобным, что более 90% сотрудников регулярно обращаются к базе знаний.
Специальные курсы. Всё чаще компании выбирают цифровой путь размещения информации. Основатель «Внутриком School» Марат Нургалиев отмечает эффективность коротких видеороликов в процессе онбординга, например, обращение топ-менеджера к новым сотрудникам, видео инструкция по работе с IT-системами и так далее.
Можно записать видео уроки по всем внутренним процессам компании. Например, если хотите познакомить сотрудника с функционалом CRM, сделайте запись вебинара, на котором специалист не просто объясняет принцип работы системы, но и выводит демонстрацию экрана. Работаете с клиентами и подрядчиками – попросите их записать обучающие ролики об особенностях бизнес-процессов.
Появилось множество интересных форматов обучения в компаниях. Интересный инструмент онбординга – онлайн-встречи CEO с новыми сотрудниками, на которые приглашается вся компания. Команда может выслушать мнение новичков, узнать о новых идеях и предложениях. Случается, что новички по-новому смотрят на устоявшиеся процессы и могут направить внимание руководства на необходимые изменения.
Фундаментальное значение имеет наличие в компании системы адаптации. Выбор использования чат-бота, специальных интерактивных курсов, игры — это набор инструментов для достижения целей программы адаптации. Система адаптации должна отображать стратегию работы с новыми сотрудниками, структуру, процессы, ответственность и роли участников системы.
«Мы запускали обновленные программы адаптации в Группе Компаний, начиная с 2018 года и регулярно актуализируем их, опираясь на обновления HR стратегии и бизнес-потребности. Для каждого из направлений бизнеса мы используем свою кастомизированную программу:
- Для сотрудников офиса существует отдельная программа, со своими особенностями.
- Для адаптации среднего менеджмента компании, уровня Директоров направлений, Департаментов мы каждый раз делаем индивидуальную программу интеграции, которая может длиться до полугода, в отличие от более классических программ для линейного сотрудника.
- Для работы с программой онбординга мы используем как внутренний портал, специальные программы на портале обучения, интерактивные методики, так и чат-боты, игровой формат, специализированные тренинги и прочие инструменты», — рассказывает Юлия Трясунова, руководитель HR проектов, Inventive Retail Group.
Механики геймификации. Согласно
исследованиям, игровой формат создаёт интересную среду для обучения. Благодаря большому количеству сенсорных стимулов и структурированных действий, информация в игре запоминается лучше. Поэтому инструменты геймификации в онбординге использует бизнес.
Например, в компании «ЕСА-Сервис» новички проходят
онлайн-игру «Все на борт!». В ходе игры пользователь узнаёт об истории компании, коллегах, ценностях, оформленных в формате «карты-схемы управления полётом».
Чтобы помочь новичку познакомиться с коллегами, в IT-компании «CUSTIS» сделали
настольную игру, в которой есть карточки с описаниями сотрудников и проектов, основанных на реальных кейсах, а также игровые механики. Задача игры – построить совместную стратегию и погрузить нового сотрудника в важные рабочие моменты.
В компании 1DevFull для онбординга используют
приложение, в котором наставник ставит цели для нового сотрудника. Новички выполняют задачи и тем самым зарабатывают баллы, которые можно потратить, например, на занятия фитнесом в студиях партнёров. Геймификация мотивирует быстрее адаптироваться и помогает глубже погрузиться в рабочий процесс.
В Google в программу онбординга включены традиционные
игровые активности. Например, сотрудники играют с новичками в «Мафию» и «Alias», что укрепляет межличностные связи и командный дух. Система онбординга Google также влючает чат-боты, пульс-опросы, тесты, наставничество. После запуска проекта компании удалось повысить эффективность новичков на 25%.
Наставничество. С первого дня работы за новым сотрудником стоит закреплять наставника – бадди. В некоторых компаниях нагрузку по обучению новичка распределяют между несколькими коллегами – один помогает разобраться в рабочих задачах, другой выполняет функцию координатора, третий знакомит новичка с корпоративной культурой и знакомит его с коллегами.
Многие сотрудники хотят стать бадди для новичков не только, чтобы проявить себя и побыть в роли внимательного тренера. Компании поощряют наставников денежными премиями и бонусными баллами, которыми, например, можно оплатить корпоративный мерч, а также придумывают нематериальные стимулы.