Первое место – финансовая мотивация. Зарплата, бонусы, пенсионные программы — это базовая потребность для 82% сотрудников. При этом только 3% заявили, что их интересует исключительно заработок. Остальные 97% хотят не только денег, но и реализации других желаний, например, возможностей для карьерного роста (80%).
Второе место – карьерное развитие. 59% сотрудников чувствуют себя ценными для бизнеса, но только 55% уверены, что руководство понимает их потребности. Карьерный рост — больная тема для многих. Так, 63% опрошенных поделились, что работодатель не заинтересован в их развитии. Карьерные треки часто отсутствуют или их начинают обсуждать только по инициативе самого сотрудника. Некоторые жалуются, что могут вырасти в карьере только после ухода вышестоящих коллег, а не благодаря системному подходу.
Что касается развития, то опрошенные специалисты считают самым полезным внешнее обучение (52%), а вот корпоративные программы — менее эффективными (35%). Менторство и наставничество, хотя и присутствуют только в 35% компаний, работники оценивают достаточно высоко (39%).
Третье место – комфортные условия труда. 78% работников ценят комфортные условия труда. Здесь ожидание опрошенных совпали с пониманием работодателей: удаленка и гибкий график – уже не просто бонусы, а необходимый минимум комфорта. Сами сотрудники отмечают, что работа из дома повышает их продуктивность и помогает сохранить work-life balance.
Четвертое место – поддержка здоровья и благополучия. Оплата работодателем медицинской страховки, корпоративного психолога и спортивных активностей имеют значение для 58% сотрудников. При этом из-за отсутствия соцпакета люди увольняются крайне редко (только 8% отметили это как критичный фактор).
Некоторые тренды пока не очевидны, но могут стать популярнее в будущем. Например, в 40% компаний HR-процессы еще не автоматизированы. Однако там, где они уже есть, сотрудники отмечают их положительное влияние. Исследование также показало, что компании постепенно запускают все больше инициатив по удержанию, но это не быстрый процесс.
Кроме того, большинство retention-программ бизнес не адаптирует под разные поколения – такая практика есть только в 26% компаний, и 20% планируют внедрить ее в будущем. Например, для удержания молодых сотрудников чаще всего используют удаленный формат работы, стажировки и корпоративную культуру, основанную на открытости, безопасности и человекоцентричности. При этом геймификация и акцент на стратегический вклад сотрудника все еще остаются наименее востребованными инструментами.