Иногда руководители строят системы мотивации, опираясь только на собственный опыт. Они с энтузиазмом рассказывают команде, как здорово будет выиграть тендер, если их мотивирует конкуренция. Пробуют мотивировать сотрудников корпоративными мероприятиями, созвучными с личными хобби, например, рыбалкой, совместными пробежками или игрой в хоккей.
Но то, что нравится одному человеку, не всегда «драйвит» остальных. В лучшем случае сотрудники, не разделяющие мотиваторы руководителя, останутся тихими исполнителями. В худшем – будут воспринимать все предложения и инициативы от него «в штыки».
Предположим, что мотиватор руководителя – развитие. В офисе он организовал библиотеку, регулярно отправляет сотрудников на конференции и мастер-классы, а раз в неделю проводит вебинары с приглашёнными экспертами для команды. Но коллеги не вовлекаются в этот процесс, потому что для них такие активности становятся дополнительной рабочей нагрузкой. В итоге руководитель, не получая позитивного отклика, быстро перегорает.
Решение: создавайте программы мотивации, которые учитывают различные интересы и потребности команды. Регулярно собирайте обратную связь и адаптируйте стратегии.
Ошибка №4. Отсутствие индивидуального подхода к мотивации
Каждого человека мотивирует что-то своё: кого-то заряжают деньги, другого – статус, третьему важны люди, а четвёртые хотят нести позитивные изменения в мир через свою работу. И чтобы подобрать подходящую систему мотивации для всех, важно проводить индивидуальную работу. Как это сделать, если пообщаться с каждым one-to-one невозможно?
Решение: в первую очередь, определите своих прямых подчинённых. Их оптимальное число – не более 7-9 человек. Если это не так, выделите промежуточные управленческие звенья – прямых руководителей для каждой мини-группы сотрудников. Так вы сохраните фокус внимания и сможете выстроить эффективные системы мотивации никого не пропустив.
Проведите опросы, побеседуйте с подчиненными лично, обсудите с ними мотиваторы, которые вы могли бы предложить. Это поможет лучше узнать, с кем вы работаете, и что «заряжает» этих людей.
Бывает, что делегировать ответственность сложно и как будто «некому». В таком случае стоит сфокусироваться на развитии руководителей внутри компании. Помимо снижения нагрузки, это и отличный мотивационный инструмент. Многие хотят расти и получать новые полномочия в сфере управления.
Открыто говорите с подчиненными об их желаниях, запустите культуру менторства, поощряйте обмен знаниями и личную инициативу – так вы сможете вырастить таланты и показать коллегам, что путь в управление открыт.
Но помните, что не каждый специалист хочет быть лидером. Всегда есть «процессники» – те, кто стремится к профессиональному развитию без перехода на руководящую позицию.
Ошибка №5. Ограниченный набор нематериальных способов мотивации