Ключевые особенности системы — акцент на стратегических задачах, небольшой набор метрик и использование как финансовых, так и нефинансовых данных. Классическая стратегическая карта BSC включает в себя 4 направления: финансы, обучение, клиенты и внутренние процессы.
Если разбить этот процесс на этапы, то можно выделить следующие:
1. Серия стратегических сессий в начале финансового года.
2 . Фасилитационная сессия с управляющей командой, на которой формируем будущее на 1, 2, 3 года.
3. Определение препятствий, которые мешают нам соответствовать сформированному образу.
4. Индивидуальные и групповые сессии, на которых генерируем идеи и обсуждаем их на общей доске. По возможности стараемся собираться очно, а для удалённых участников делаем онлайн-доски Miro, где сохраняем результат.
5. Утверждение верхнеуровневых целей по каждому блоку системы сбалансированных показателей. Например, финансы, клиенты, процессы, персонал.
6. Декомпозиция цели и определение ответственных.
Цели должны быть сбалансированы. Если мы планируем получить большую прибыль, то, скорее всего, нам потребуется большая команда. А для её эффективной работы необходимы правильно выстроенные процессы.
Под каждую цель мы определяем KPI, которые помогают отслеживать эффективность действий. Необходимо сразу договориться о том, как вы будете измерять показатели эффективности, как часто будете это делать.
Важно однозначно понимать, где вы будете брать объективные цифры. Например, вести учёт в программе или в специальной таблице. Также следует согласовать формулу расчёта и использовать только её.