Правило №1. Занимайтесь развитием талантов внутри компании
В КОРУСе мы развиваем компетенции внутри — берем «джунов» и учим их. Сеньоров найти значительно труднее, дороже и дольше. Причем даже принятый оффер не является гарантией, и конкуренты могут переманить специалиста ещё до его выхода на работу.
Правило №2. Давайте тестовое задание только после «продажи» оффера
Выполнение тестового задания на этапе собеседования — это нормальное требование. Но проводить его следует только после того, как вы «продали» компанию соискателю.
Около 15 лет назад, когда я сам был разработчиком, на поиск работы у меня уходило 1-2 недели. Сейчас ситуация сильно изменилась, а процесс найма ИТ-специалистов стал значительно быстрее. Чтобы хороший разработчик сделал тестовое задание должно совпасть два условия: он хочет работать в вашей компании, а на выполнение тестового задания нужно потратить не более 1 часа.
Правило №3. Действуйте по принципе «Быстро бери — быстро расставайся»
В случае, если вы нанимаете начинающего специалиста, не тратьте время на усиленные проверки во время собеседования. Лучше организуйте стажировки или устанавливайте испытательный срок. За это время вы сможете оценить навыки сотрудника и его готовность учиться на практике.
Если понимаете, что что-то идет не так — расставайтесь. Но обязательно проговаривайте условия оценки работы, давайте обратную связь и шанс проявить себя.
Правило №4. Выбирайте подрядчика по отзывам
Обычно компании анализируют предложения подрядчиков по списку критериев, например, стоимости работ, функциональности, срокам. Я рекомендую обращать внимание на уже выполненные проекты и отзывы клиентов.
Рабочий способ — пообщаться с тремя клиентами, для которых подрядчик уже реализовал схожие с вашим проекты. При этом убедитесь, что мнение тех, у кого вы берёте обратную связь, совпадает с мнением компании и не является личным. Бывает, что всего один сотрудник команды заказчика не нашёл общего языка с подрядчиком. Если опираться только на его опыт, можно составить неверное мнение и упустить выгодное вам сотрудничество.
Никакие благодарственные письма или регалии не заменят реальной обратной связи от бизнеса, который уже пользуется порталами. Это поможет лучше изучить продукт, а также выявить основные риски и избежать множества ошибок.
Правило №5. Общайтесь с командой подрядчиков перед открытым конкурсом
Заполнение опросных листов и список критериев отбора никогда не защитит вас от недобросовестных подрядчиков на открытом конкурсе. Поэтому сделайте так, чтобы в тендере участвовали только те компании, которым вы уже можете доверять.
Для этого проведите встречи с представителями заинтересовавших вас подрядчиков, проанализируйте уровень их экспертизы и отберите лучших. Обратите внимание, комфортно ли вам общаться с командой подрядчика, дает ли она полные ответы на ваши вопросы, как быстро это происходит.
Когда я встречаюсь с подрядчиком на собеседовании, всегда задаю вопросы о методологии внедрения, управлении проектом и изменениями, спрашиваю, как выполняются доработки, процесс тестирование и отладки, поставки готовой функциональности.Не забываю запросить примеры проектных документов, узнаю какие ключевые риски есть в проекте и как ими будут управлять.
Будет отлично, если потенциальный подрядчик покажет опыт реализации необходимой вам функциональности. Никакие анкеты не позволят проверить компетенции подрядчика, поэтому критерии отбора поставщика я формирую после того, как пул потенциальных подрядчиков определен.
На одном из конкурсов я столкнулся с ситуацией, когда заказчик пригласил несколько подрядчиков для защиты предложений в один день. Он задавал один вопрос, а подрядчики отвечали по очереди. Такой подход не работает — опытные компании откажутся от участия в таком формате, ведь им не выгодно развивать компетенции конкурентов своими ответами.
Правило №6. Не выбирайте подрядчика «по нижней границе» рынка
Подрядчик с самой низкой ценой предлагает ее не просто так, особенно в условиях дефицита квалифицированных кадров. Большинство хороших подрядчиков загружены работой на много месяцев вперед и решают вопросы масштабирования команды. Наименьшая стоимость может быть обусловлена четырьмя причинами:
- У подрядчика есть готовая функциональность, которая вам нужна
- Он ошибся в оценке
- Подрядчик с низкой квалификацией имеет небольшую ставку часа работы, поэтому стоимость работ может быть существенно ниже
- Он готов инвестировать в ваш проект и говорит вам об этом прямо. Так делают, чтобы получить важного референсного клиента и наработки с проекта в виде готовой функциональности, которую подрядчик сможет использовать на других проектах
Очень важно не спешить с выбором подрядчика. Фактически это полноценный этап проекта, причем один из самых важных. Ведь от уровня экспертизы и ответственности подрядчика зависит минимум 50% успеха проекта.